21 мая 2012

Сколько стоит сайт построить

Материал тольяттинской деловой газеты «Понедельник».

Николай Руфеев выступил экспертом в материале деловой газеты «Понедельник», посвященному ценовой политике тольяттинских веб-разработчиков.

«Причина — ценовая политика провинциальных разработчиков. Если московский прайс-лист на стандартный корпоративный продукт начинается с $15 тыс., то на тольяттинском рынке амбициозное «Сделаю сайт за 5 тысяч рублей» — самое частое предложение. Значительно меньше тех, кто считает, что качественный проект с бюджетом ниже 20/50/80 тыс. рублей создать в принципе невозможно. А кто-то вообще отказался от данного бизнеса, предрекая ему скорую смерть. Решив разобраться в ценах и предложениях городского веб-рынка, «ПН» постучался в двери одной из многочисленных компаний.

Основной составляющей цены за создание сайта составляет дизайн — 40-50%. Программирование и верстка отрывают 30-40% бюджета проекта. Ценовой потолок в городе — 500 тыс. рублей.

О задаче и отдаче

«Добрый день, мы хотим сделать себе сайт. Сколько это будет стоить?» —  старательно конспирируясь под среднестатистическое «ИП», заявляем с порога, ожидая услышать приведенные выше расценки. «А теперь выйдите и зайдите еще раз. С правильной постановкой задачи», — не поднимая головы, как-то совсем по-школьному отчитывает нас секретарь. «Ответить на данный вопрос — то же самое, что выдать среднюю температуру по больнице. Дело абсолютно бессмысленное и, по сути, невозможное. Врач не может выписать рецепт, не поняв, что ему надо лечить. Между тем это самое распространенное начало разговора с потенциальным заказчиком», — комментирует наш промах Николай Руфеев, представитель студии дизайна «Интерпретация».
 
Как правило, этот разговор занимает 50% времени, отведенного на весь процесс создания бизнесу его личной виртуальной реальности. Он включает в себя пять основных этапов: совместное с заказчиком определение задачи и методов ее решения; работа дизайнера, воплощающего эти методы в визуальных цифровых формах; верстка и программирование дизайнерских идей; и первичное наполнение проекта контентом. «На все вышеперечисленное у нас уходит порядка 2-3 месяцев. Первые два пункта — самые сложные. К примеру, постоянно пытаемся донести до клиента, что дизайн — это инструмент, это язык функционализма. И что с его помощью мы не красоту должны наводить, а задачи решать. А для этого их надо грамотно поставить», — продолжает господин Руфеев.

Каждому по потребностям

Выходим, быстро генерируем требуемое видение несуществующего проекта и снова заходим. «Нам нужно вот тут логотипчик повесить, вот сюда бабочку приделать, а здесь радугу протянуть. Сколько это будет стоить?» — заканчиваем описание мифического ресурса и выжидаем паузу. Секретарь не поднимает глаза. «Другой неверный шаг — приходить с уже готовыми решениями, — поясняет Николай Руфеев. — Вы же не заходите в медицинский кабинет, советуя врачу назначить плеоптическое лечение глаз, осуществить аортокоронарное шунтирование сердца и начать заместительную терапию тиреоидными гормонами. Потому что вы себя любите и боитесь себе самовольно навредить. А чем ваш бизнес хуже?»
 
Именно потому, что, скорее всего, наш придуманный бизнес ничем не хуже, нам дополнительно посоветовали не обращать внимания на хрестоматийные студенческие объявления вроде «Сайт за 5 тыс. рублей». «Мы рассматриваем такие компании исключительно как поставщиков клиентов. Большую часть наших заказчиков составляют те, кто после подобной экономии стучится к нам со словами: «Эффективность моего сайта равна нулю. Что делать?» — рассказывает Денис Ермаков, директор компании «Веблайм».

Но, с другой стороны, низкая стоимость продукта не всегда должна говорить о его заведомо низком качестве. «Если я простой «ипэшник», мне достаточно двухстраничной визитки с контактами и списком услуг. Или ОАО, которому законодательно необходимо регулярно публиковать отчетность по свой деятельности», — добавляет Игорь Медведев, директор компании «Office42». Главное, чтобы полученный продукт грамотно решал стоящие задачи. Потому пытаемся в третий раз.

Унитазы и амбиции

«Хотим охватить весь рынок города продажами продукции для лошадей, став самым популярным  реализатором данной группы товаров. Сколько нам будет это стоить?» — уверенно заявляем с порога, выдав внезапно пришедшую в голову мысль. «Мы не можем гарантировать вам сногсшибательные продажи, скажем, золотых унитазов, мы можем лишь максимально эффективно их представить в рунете и загнать на ваш ресурс максимально большее количество потенциальной аудитории», — комментирует Николай Руфеев.

Соглашаемся с собственным провалом в области актерского мастерства и раскрываем карты. Как выяснилось, бюджет большинства местных сайтов укладывается в 100-200 тыс. рублей. В этой ценовой категории создавались ресурсы многих городских торговых центров и некоторых банков.

Ценовой потолок города — 500-600 тыс. рублей. «Более дорогие вещи заказываются значительно реже. Причина — не столько в финансовых способностях клиентов, сколько в опыте местных компаний, еще не сделавших себе такое имя, за присутствие которого в выходных данных потенциального сайта можно отдать миллион», — считает Денис Ермаков. В ряду самых дорогих тольяттинских ресурсов — автомобильный портал Carobka, обошедшийся заказчику, по словам его разработчиков, в несколько миллионов рублей.

Основной составляющей цены за созданную виртуальную реальность составляет дизайн — 40-50%. Программирование и верстка отрывают 30-40% бюджета проекта. Первоначальное определение задачи и разработка методов ее решения, а также наполнение первоначальным контентом — 15-20%. По итогам мониторинга ценовой политики рынка «ПН» подсчитал, что среднестатистический корпоративный сайт в Тольятти стоит около 100 тыс. рублей. Отдельную статью затрат составляет индивидуальный заказ на автоматизацию некоторых процессов. Например, онлайн-продаж, добавляющих к чеку порядка 30% от названной цены.

Консьюмеризация — первый враг

По словам некоторых участников рынка, спрос местного бизнеса на обязательное присутствие в сети с каждым днем только растет. «Около 50% обращений нам приходится отсеивать или отсылать к конкурентам. Слишком плотная занятость. При этом федеральные компании стучатся в наши двери раза два в неделю», — рассказывает Игорь Медведев.

Однако кто-то смотрит на дальнейшее развитие веб-рынка не столь позитивно. К примеру, компания «Промофронт» еще в начале 2011 года отказалась от создания сайтов как от совершенно бесперспективного направления бизнеса. «Эта отрасль, как и продажа программного обеспечения, переживает процесс бурной консьюмеризации. Что это значит? А то, что для представления своей компании в интернете в 90% случаев не нужны никакие веб-студии. Аналогично, в 90% случаев для покупки и внедрения софта теперь не нужны специальные компании и сотрудники. Сегодня многие веб-сервисы становятся бесплатными, как например мощная система организации корпоративной почты на вашем домене от Яндекса или имеются бесплатные пробные периоды. Это в полной мере относится и к сайтам», — считает Вадим Тарасов, директор цифрового агентства «Промофронт».

P.S. В течение эксперимента «ПН», желая узнать, как оценивают продукт его разработчиков участники специализированного рынка, спрашивал каждого из них: «Сколько, на ваш взгляд, стоит виртуальное пространство нашей газеты». Ответы поражали своей вариативностью: кто-то оценил ресурс фразой «не больше 30 тыс. рублей», а кто-то поставил оценку в 1 млн. Чтобы уравновесить участников профессионального спора, а заодно и ответить на регулярно обсуждаемый в сети вопрос, сообщаем: создание сайта газеты «Понедельник» обошлось нам в 300 тыс. рублей. Так что читайте и оценивайте.»

Автор – Елена Крывун.

Вы нас вдохновляете на новые свершения!